ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Новая федеральная образовательная программа (ФОП ДО)
С 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) - это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:
- создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;
- обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;
- создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
- воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
Таким образом, ФООП призвана реализовать один из пунктов ФГОС - создать единое образовательное пространство в России. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»
Работать по ФОП нужно с 1 сентября 2023 года. Если учреждение не планирует брать в работу готовую федеральную программу, необходимо проверить собственную образовательную программу и привести ее в соответствие с федеральной.
Главная особенность документа - он позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс. Документ рассчитан на дошкольные воспитания детей разных возрастных групп:
- с рождения до года (младенческий период);
- от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
- от 3 до 7 лет (дошкольный период).
Согласно программе, для детей от 1 до 2 лет необходимо создавать условия для получения ими навыков поведения в социуме: что можно и нельзя делать, как здороваться и отвечать на приветствие других, благодарить, выполнять просьбы и т.д. Также в ФОП говорится, что у детей от 2 до 3 лет нужно поддерживать желание познакомиться друг с другом. Для этого воспитатели используют приемы поощрения и одобрения.
У детей постарше педагогический работник обогащает представление о добрых поступках людей, о заботе, бережном отношении к животным, растениям; знакомит с соответствующими произведениями искусства.
Еще одна особенность программы - воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Родине.
В документе сделан акцент на воспитании интернациональных чувств: уважение к людям других национальностей, вероисповеданий, к их культуре и традициям. Федеральная программа должна расширить представления детей о государственных праздниках и вызвать интерес к событиям, которые происходят в России. Воспитательная деятельность должна развивать у детей чувство гордости за достижения страны в различных областях: спорте, искусстве, науке и т.д.
Воспитатели, реализующие ФОП, будут знакомить детей с признаками и характеристиками страны, адаптируя материал под возрастные особенности, Выпускники ДОУ должны усвоить, что Россия - это самая большая страна в мире, уметь показывать ее на глобусе и на карте, знать столицу и иметь знания об административном центре своего региона и о регионе в целом. Кроме этого, в ФОП сделан акцент на правилах безопасного поведения в ситуациях, когда существует угроза жизни и здоровью. В программу включены произведения искусства, которые рекомендуют использовать в образовательном процессе дошкольников. Их можно использовать для самостоятельного или совместного просмотра, бесед и обсуждения со взрослыми в зависимости от возраста ребенка.
В документе есть перечень анимационных и кинематографических произведений как российских, так и иностранных. Минпросвещения рекомендует их использовать в образовательном процессе как иллюстрации, а также для расширения кругозора детей и эмоционального опыта.
Структура ФОП Программа состоит из трех разделов:
Целевого; содержательного и организационного, а также содержит в себе учебно-методические документы:
- федеральную рабочую программу образования;
- федеральную рабочую программу воспитания;
- программу коррекционно-развивающей работы;
- примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе;
- федеральный календарный план воспитательной работы.
Целевой раздел включает в себя: Пояснительную записку. В ней отражены цели и задачи ФОП ДО.
ЦЕЛЬ - всестороннее развитие ребенка и его воспитание в период дошкольного детства. Акцент в формулировке цели сделан на духовно-нравственных ценностях, исторических и национально-культурных традициях.
ЗАДАЧИ
- обеспечить единые для РФ содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения ОП ДО.
- обеспечить динамику развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
Планируемые результаты, которые представленные в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел. Включает в себя 3 части:
Федеральную рабочую программу образования;
Федеральную рабочую программу воспитания;
Программу коррекционно-развивающей работы.
Рабочей программы образования ранее не было в ПООП. Это новый раздел. Он состоит из пояснительной записки, описания задач и содержания образования, а также примерного списка литературных, музыкальных, художественных и кинематографических произведений для реализации программы. В федеральной рабочей программе описывают задачи и содержание образования по образовательным областям для воспитанников разных возрастов от рождения до 7-8 лет.
Федеральная рабочая программа воспитания в ФОП ДО дублирует текст Примерной программы воспитания, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО (примерная рабочая программа воспитания от 01.07.2021 № 2/21
В программу коррекционно-развивающей работы входит: план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий; рабочие программы коррекционно-развивающей работы с детьми с разными образовательными потребностями. Содержание коррекционной работы представлено по нескольким направлениям:
диагностическое,
коррекционно-развивающее,
консультативное,
информационно-просветительское.
Организационный раздел ФОП ДО описывает условия реализации программы. Список значительно сократили в сравнении с ПООП. Было 5 групп условий, осталось только 2: психолого-педагогические и кадровые. Исключили организацию РППС, материально-техническое обеспечение и финансовые условия. Также появился Федеральный календарный план воспитательной работы.
Источник: https://www.resobr.ru/article/63765-fop-do-novaya-federalnaya-obrazovatelnaya-programma
Официальный интернет-портал правовой информации
ссылка
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044